+7(916)429-61-86

Индекс материала
Искуство боя
На фоне ажиотажа
О соревнованиях
Небольшое отступление
Бойцы и мастера
Брюс Ли
Инструкторы и сенсеи
Молятся не только фигурально
Все страницы

Инструкторы и сенсеи

"Нельзя быть непочтительным к учителю" - первый из двадцати запретов в школах ушу."
"Нельзя обучать того, кто не предан учителю и не чтит старших" - вторая из десяти категорий лиц, которых нельзя обучать ушу."
В. Малявин

"Традиция внутренних школ ушу"

Естественно, что разница между Западом и Востоком лежала не только в целях тренировок, но касалась и отношений, которые возникали в процессе обучения между учениками и учителями. На Западе человек, обучающий чему-то, всегда был просто человеком, знающим какой-то определенный вопрос (в нашем случае боевое искусство) лучше ученика. Ученик же, в свою очередь, получал от учителя необходимые ему знания, расплачиваясь за это тем или иным образом. Так сказать, один имеет что-то, что может предложить, второй нуждается в этом и получает за определенную плату. Вот и вся нехитрая логика отношений, напоминающая логику "Капитала" Маркса. Естественно, что в процессе обучения между учеником и учителем могли возникнуть личные связи типа уважения или симпатии, но такие чувства всегда играли вторичную роль по отношению к делу, которым оба занимались. На Западе учителя не возводили на недостижимый пьедестал, не идеализировали и не требовали безупречности в других вопросах. Знает он то дело, которому обучает? Если знает, то кому какое дело до его "частной" жизни. Такое отношение берет начало из средневековья, когда профессия учителя фехтования в рыцарском замке считалась необходимой и уважаемой, но ничем особым не выделяющейся среди других. Так же нуждались, пользовались услугами и уважали за добросовестную работу хорошего врача или повара. Самый подходящий термин для учителя боевого искусства в западном понимании - инструктор. На Востоке Учитель - величина абсолютная. Учитель - это идеал для ученика, причем идеал недостижимый. Долг перед Учителем считался неоплатным, благодарность ученика по восточным понятиям не знала границ. Связь между учеником и Учителем была нерушимой, вне зависимости от того, контактировали они между собой или нет. Представьте себе нелепую для западного сознания ситуацию, когда ученик занимается у Учителя месяц - другой, а то и просто получает благословение. Затем судьба их разводит. Проходят десятилетия, а ученик так и считает себя учеником именно того Учителя, который когда-то показал ему несколько приемов, а то и просто сказал пару слов "на дорогу". Справедливости ради нужно отметить, что подобным образом относились не только к учителю боевого искусства, а к любому учителю, какому бы предмету он ни обучал. Понятно, что большинство наших современных "сенсеев" в залах тоскуют по таким отношениям. Очень хотелось бы произнести пару-тройку умных фраз и получить благодарного по гроб жизни ученика, но… Увы, мы не в Японии и не в Китае. То ли ученики не вышли, то ли учителя подкачали, то ли чужие высказывания за прошедшие века затерлись и не оказывают должного воздействия. Логика западного подхода к обучению нам понятней хотя бы потому, что, сколько ни ряди нас в кимоно, все равно к Европе мы ближе, чем к Азии, как территориально, так и в плане психологии. С восточной логикой нужно разобраться особо. Сразу сбросим со счетов ссылки на восточный менталитет, которые больше запутывают, чем объясняют ситуацию. Тому, что на Востоке ученики молятся на учителя, должны быть определенные причины вполне реального характера.



 
Счетчик PR-CY.Rank Яндекс.Метрика

Адреса в Королёве:
1) ул. Орджоникидзе, д. 6 (стадион "Металлист"). 2) ул. Ильича, 9 ("Скульптор тела")

Просторный зал, отзывчивые треннеры, интересные спортивные программы для детей, индивидуальный подход, хорошее взаимопонимание